Творчество и эволюция

Эволюция — это процесс творческого приспособления организма к окружающим обстоятельствам.

То есть, организм эволюционирует в том случае, если есть жизненная необходимость приспосабливаться в обстоятельствам. То есть, для эволюции, по крайней мере, нужны два фактора — внутренний ресурс для изменений и нестабильные обстоятельства, требующие приспособления.

Таким образом, если обстоятельства не меняются, то творческие силы организма остаются невостребованными для эволюции. Это с одной стороны. А с другой — если творческий ресурс расходуется на какие-то другие процессы, например, на удержание от изменений (статус кво), то эволюция становится невозможна.

С точки зрения психологии и духовных практик, энергия (творческий ресурс) используется не для эволюции, а для сохранения статуса кво в том случае, если во внутрипсихическом процессе есть нерешенная задача, незавершенный гештальт. И все эти психоанализы, перепросмотры и завершения гештальтов направлены на то, чтобы высвободить энергию из этих процессов.

Если жизненная ситуация человека не меняется, обстоятельства его жизни всегда одинаковые, то этот ресурс остаётся невостребованным, и организм не обновляется, а деградирует.

Любое изменение — это стресс. Стресс, по сути, является мобилизатором энергии для обновления.

Правда, только в том случае, если он не является хроническим, а является эпизодическим. То есть, когда процесс изменения идет по восходящей синусоиде: мобилизация, плато (освоение ресурса), отдых.

Таким образом, продолжительность жизни и здоровье зависят от

  • а) своевременной очистки организма от устаревших процессов,
  • б) внешних изменений (стрессов), возбуждающих творческий ресурс,
  • в) развития новых навыков организма.

Ну, и от синусоиды.

Если организм развивает новые навыки, он перестает быть тем же самым организмом, которым был до этого — меняются не только его физические характеристики (динамика движения, например), но и биохимические (обмен веществ в организме), и энергетические (способность проводить, усваивать и использовать энергию).

И энергетическая проводимость — это отдельная большая тема, которая психологией не изучается вообще никак, разве что интуитивно через практику наблюдения и присутствия, задача которой — не позволять себе вцепляться ни во что, допуская, таким образом, свободное протекание всех процессов.

Под навыками я понимаю не только внешние действия, но так же и навыки восприятия, мышления и саморегуляции.

Как правило, даже если человек имеет и творческий ресурс, и изменяющиеся обстоятельства, если он не изменяет своих навыков, он все равно деградирует.

Например, если каждый раз он направляет свою творческую энергию в одно и то же русло, на совершенствование одних и тех же навыков, то это так же процесс стагнации, а потом и деградации.

В этом смысле, обретение пресловутого «нового опыта» и «разрушение шаблонов» — это не просто блажь для развлечения, а эволюционный процесс, напрямую влияющий на качество и продолжительность жизни.

Вопрос только в том, как так разрушать шаблоны, чтобы не порушить «несущие стенки черепа», и какая такая степень новизны опыта, вызывающая ровно тот уровень стресса, который не разрушит целостность организма.

И это вечный вопрос баланса между двумя законами систем: законом гомеостаза и законом развития. Если один из них перевешивает, система разрушается.

Автор: Нина Рубштейн

Click Here to Leave a Comment Below 0 comments